История создания Duty-Free

История возникновения магазинов duty-free началась в 1947 году в Ирландии. Сотрудники аэропорта Шеннон заметили, что пассажиры трансатлантических рейсов, делавших здесь транзитную посадку на пути из Европы в США, формально не въезжают в Ирландию, но проводят достаточно времени в местном аэропорте. При этом зал ожидания юридически представляет собой "нейтральную территорию", не принадлежащую ни одному из государств. Ирландское министерство финансов дало добро на открытие небольшого магазинчика за линией паспортного контроля. Цены на виски и сигареты (а это был основной ассортимент) в нем были ниже обычных ровно на ту сумму, которую все остальные торговцы острова отдавали в казну. Назвали новый способ торговли просто - duty-free. To есть "свободным от пошлин". Вводя систему duty-free, ирландцы впервые экономически стимулировали путешественника, пересекающего границу, совершать покупки на их территории.

Постепенно duty-free стали появляться по всему миру. Безналоговыми товарами начали торговать на борту воздушных судов, затем - на морских судах и в портах. Сейчас в разных уголках мира работает более сотни заведений типа duty-free. Основными гигантами этого бизнеса считаются ирландская компания Aer Rianta, германские Gebr. Heinemann и Weitnauer.

Выгодные покупки в Duty-Free

Самое распространенное место расположения duty-free - "на вылете". "На прилете" подобные заведения встречаются реже, но все-таки они есть более чем в 20 странах мира - на Филиппинах, в Венгрии, в некоторых аэропортах США и Канады.

В ряде стран разрешается размещать магазины duty-free и непосредственно на национальной территории. Иногда они находятся в свободных экономических зонах. Не-аэропортовые duty-free пользуются большой популярностью в Австралии, Южной Корее, Таиланде и некоторых странах Ближнего Востока, на Багамах, Ямайке. Есть и довольно забавные места расположения магазинов - например, тоннель под проливом Ла-Манш. Еще одна разновидность магазинов беспошлинной торговли - "ведомственные" duty-free. Они рассчитаны на специальный контингент постоянно проживающих в стране иностранцев: дипломатов, военнослужащих. Обычных туристов туда, как правило, не пускают.

Цены на товары duty-free, предлагаемые на бортах самолетов, чаще всего ниже, чем на земле, благодаря тому, что в самолетах можно избежать ряда затрат, идущих, например, на аренду площадей, зарплату персоналу магазинов. Правда, ассортимент в "воздушных" duty-free довольно ограниченный - в самолет много не загрузишь.

Обычно в duty-free не разрешается единовременно приобретать более 10 предметов одной марки. В большинстве цивилизованных стран посетителям запрещается вскрывать товар до посадки. Зато расплатиться в duty-free можно любой твердой валютой: как правило, принимают одновременно 15 денежных единиц, дорожные чеки и кредитные карточки.

Наиболее выгодными для покупки в магазинах Duty-Free товарами обычно являются спиртные напитки и табачные изделия, так как именно они повсеместно облагаются большими налогами. На них можно сэкономить до 50% по сравнению с ценами в центральных городских магазинах.

Другие популярные в системе Duty-Free товары (духи, галстуки, кожаные ремни, фототовары и бытовая электроника) позволяют сэкономить примерно 20% по сравнению с "обычными" магазинами.

Европейские duty-free считаются довольно дорогими. Среди них самый большой и авторитетный находится в аэропорту Хитроу. Из года в год лондонский duty-free, несмотря на относительную дороговизну, возглавляет независимые рейтинги, составленные по критерию объемов продаж. Самый необычный duty-free - в Египте. В этой мусульманской стране торговля алкоголем запрещена, но для иностранных туристов сделали исключение, правда, если гражданин, пересекающий границу, купил что-то спиртное, то в его паспорте делается специальная отметка, и "сбегать еще" никак не получится.

Хотя общий принцип (безналоговая торговля в экстерриториальных зонах) един для всех предприятий Duty Free, в разных странах режим их работы несколько различен - в зависимости от нюансов местного законодательства. Прежде всего это касается "вилки" между обычными ценами и ценами Duty Free. Чем выше пошлины на конкретную группу товаров в конкретной стране, тем выгоднее там покупать эти товары в беспошлинных магазинах.